Помощь подросткам в выборе профессии
"Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?" - этот вопрос взрослые любят задавать еще совсем маленьким детям. Ребенок растет, и вот уже заканчиваются десять лет школьной жизни, а ответ зачастую так и не найден. Определиться с важнейшим в жизни выбором поможет профориентационная работа в школе.
Профориентация - это многоаспектная, целостная система научно-практической деятельности общественных институтов, ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально-экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации.
Профориентация - важнейшее направление педагогической деятельности в современной школе. Она должна быть непрерывной и осуществляться целенаправленно на всех возрастных этапах. Однако нельзя сказать, что одно лишь осознание важности профориентационной работы подняло ее на высокий уровень. Остались противоречия, связанные с профессиональным самоопределением учащихся, между:
-
их способностями и требованиями избираемой профессии;
-
притязаниями учащихся и реальными возможностями заполнения вакантных мест;
-
склонностью и представлениями о престиже профессии;
-
соответствием здоровья, характера, привычек и требованиями, предъявляемыми профессией, и др.
Не менее значимы и такие противоречия:
-
между возросшими требованиями к современному специалисту и действующими формами и методами обучения;
-
профессиональными планами молодежи с высоким уровнем образования и экономической необходимостью народного хозяйства заполнить вакантные рабочие места с условиями тяжелого физического труда.
Стратегической целью профориентации является подготовка школьников к сознательному выбору профессии. Помощь учителям в достижении этой цели оказывают психологи, разрабатывающие диагностические методики изучения личности школьника, т. к. необходимо помочь учащемуся выбрать именно такую профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями. Неоценимую помощь при ответе на важнейшие вопросы: "кто я? чего я хочу? что я могу?" - оказывает также психодиагностика - одно из направлений в психологии.
Вот главные принципы организации профориентационной работы:
-
1. Всеобщая талантливость. Бесталанных - нет, а есть занятые не своим делом.
-
2. Взаимное превосходство. Если у человека что-то получается хуже, чем у других, - значит, что-то должно получиться лучше. Надо искать!
-
3. Неизбежность перемен. Ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным. Хотя бы потому, что если сегодня у него есть возможность узнать что-то новое, то завтра он уже будет чуточку другим.
Еще до того, как подросток или старшеклассник вплотную приступит к решению вопроса: "Кем быть?", у него должна быть сформирована общая направленность на добросовестный творческий труд и прочное убеждение, что в любой профессии надлежит быть добросовестным, дисциплинированным, ответственным, аккуратным, исполнительным, порядочным, неустанно совершенствующим свое мастерство.
Далее разберемся, что нужно учесть школьнику при выборе будущей профессии:
в какой сфере деятельности ему было бы интересно работать;
какой образ жизни он планирует вести;
насколько важна для него высокая заработная плата;
способности (не стоит мечтать о карьере программиста, имея тройку по алгебре).
Желательно, чтобы ребенок прошел тесты на профориентацию. Они есть практически в любых популярных сборниках психологических тестов, их можно пройти дома самостоятельно, но лучше - во время консультации с психологом. Он поможет сделать выводы по результатам теста и определиться с выбором профессии.
http://www.menobr.ru/materials/19/36285/ - Менеджер образования (портал информационной поддержки руководителей образовательных учреждений)
http://smartia.me/tests/ - бесплатные тесты на профориентацию
http://profshkolnik.rusedu.net/post/1631/30852 — Провфессиональное самоопределение школников (анкета)
http://www.proforientator.ru/ - Центр тестирования и развития
http://psychlib.ru/mgppu/SPK-Ch2/SPK-0451.htm — Электронная библиотека ("...К вопросу о психологической помощи старшеклассникам в выборе профессии В. А. Орлов...")
|